Воскресенье, 13.07.2025, 05:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МБДОУ № 8 "Колобок"

Меню сайта
Быть в курсе

Форма входа
Категории раздела
Наталья Дьячкова [23]
Дьячкова Наталья Борисовна - Воспитатель
Кахнеашвили Руизана [12]
Кахнеашвили Руизана Ивановна - Музыкальный Руководитель
Виктория Дагужиева [13]
Дагужиева Виктория Анатольевна - Воспитатель
Ушанева Алла [14]
Ушанева Алла Анатольевна - Воспитатель
Александра Толмачёва [6]
Толмачёва Александра Александровна - Воспитатель
Таисия Нашхова [19]
Нашхова Таисия Рамазановна - Воспитатель
Поиск
Календарь
«  Январь 2018  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Блог

    Главная » 2018 » Январь » 31 » Доклад на тему: «Художественная литература в жизни ребенка»
    10:22
    Доклад на тему: «Художественная литература в жизни ребенка»
    Доклад на тему: «Художественная литература в жизни ребенка»

    Художественная литература-могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образы русского литературного языка.
    Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе-усвоение языка.
    Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой . Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры эпитеты и другие средства образной выразительности.
    Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, совесть, честь, справедливость, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
    Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.
    Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развевает мышление и воображение ребенка , обогащает его эмоции , дает прекрасные образцы русского литературного языка . Огромное её воспитательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире , она воздействует на его личность , развевает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи .
    Задачи работы по ознакомлению с художественной литературы .
    1 . Воспитывать интерес к художественной литературе , развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров , обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость.
    2.Формировать литературно – художественный вкус , способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов , сказок , стихов , развивать поэтический слух и любовь к родному языку .
    3. Способствовать формированию духовно – нравственных представлений , социализации и развитию речи как средства коммуникации .
    Основные методы ознакомления с художественной литературой .
    1. Чтение воспитателя по книге или наизусть . Это дословная передача текста .
    2. Рассказывание воспитателя . Это относительная свободная передача текста – возможна перестановка слов, их замена , толкование
    3. Инсценирование . Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомление с художественным произведением .
    4. Заучивание наизусть . Выбор способа передачи произведения зависит от жанра и возраста слушателя .
    Методика проведения занятий (НОД)
    В структуре типичного занятия (НОД) можно выделить три части.
    1. В первой части происходит знакомство с произведением , основная цель –обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова .
    2. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержание и литературно – художественной формы , средств художественной выразительности .
    3. В третьей части организуются повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
    Условия и последовательность проведения занятий (НОД)
    1. Проведение занятия (НОД) требует создания спокойной обстановки, детей , соответствующей эмоциональной атмосферы
    2. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа , подготавливающая детей к восприятию , связывающая их опыт , текущие события с темой произведения .
    3. В такую беседу могут быть включены : краткий рассказ о писателе на поминание о его других книгах , уже знакомых детям
    4. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги вызвать у них интерес можно с помощью загадки , стихотворения , картинки . Далее нужно назвать произведение , его жанр (рассказ , сказка , стихотворение) , имя автора .
    Приемы, используемые на занятиях (НОД).
    - Объяснение незнакомых слов-это обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.
    Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся не ясными основной смысл текста, характер образов ,поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов , употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения , во время знакомства детей с картинкой ;вопрос к детям о значении слова и др.
    Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Вовремя чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами , дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы, взгляда.
    Методика использования иллюстраций на занятиях (НОД).
    - Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия.
    - картинка – иллюстрация , помещаемая в детской книге , помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она может помешать воспитателю, если показать ее не вовремя.
    - при знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, не наоборот- иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, отвлекаясь от содержания услышанного.
    - Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес детей к данной книге.
    Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми :
    Выразительное чтение воспитателя,
    Беседа о прочитанном ,
    Повторное чтение,
    Рассматривание иллюстраций,
    Объяснение незнакомых слов.
    Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей ,их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие ,чем любое морализирование.
    Заключение:
    В работе с детьми особое значение имеет- обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки , заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
    Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. С целью ознакомления родителей с художественной литературой были проведены: родительские собрания, консультации, анкетирование, направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви , уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему. Итак, подводя итог, можно отметить- художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого , погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
    Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект словарный состав ,она заставляет думать, осмыслять , формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично . Это должны осознавать , в первую очередь ,взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
    Категория: Ушанева Алла | Просмотров: 293 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
    Имя *:
    Email:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz