Доклад на тему: «Художественная литература в жизни ребенка»
Художественная литература-могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образы русского литературного языка. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе-усвоение языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой . Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры эпитеты и другие средства образной выразительности. Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, совесть, честь, справедливость, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений. Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развевает мышление и воображение ребенка , обогащает его эмоции , дает прекрасные образцы русского литературного языка . Огромное её воспитательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире , она воздействует на его личность , развевает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи . Задачи работы по ознакомлению с художественной литературы . 1 . Воспитывать интерес к художественной литературе , развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров , обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость. 2.Формировать литературно – художественный вкус , способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов , сказок , стихов , развивать поэтический слух и любовь к родному языку . 3. Способствовать формированию духовно – нравственных представлений , социализации и развитию речи как средства коммуникации . Основные методы ознакомления с художественной литературой . 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть . Это дословная передача текста . 2. Рассказывание воспитателя . Это относительная свободная передача текста – возможна перестановка слов, их замена , толкование 3. Инсценирование . Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомление с художественным произведением . 4. Заучивание наизусть . Выбор способа передачи произведения зависит от жанра и возраста слушателя . Методика проведения занятий (НОД) В структуре типичного занятия (НОД) можно выделить три части. 1. В первой части происходит знакомство с произведением , основная цель –обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова . 2. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержание и литературно – художественной формы , средств художественной выразительности . 3. В третьей части организуются повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого. Условия и последовательность проведения занятий (НОД) 1. Проведение занятия (НОД) требует создания спокойной обстановки, детей , соответствующей эмоциональной атмосферы 2. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа , подготавливающая детей к восприятию , связывающая их опыт , текущие события с темой произведения . 3. В такую беседу могут быть включены : краткий рассказ о писателе на поминание о его других книгах , уже знакомых детям 4. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги вызвать у них интерес можно с помощью загадки , стихотворения , картинки . Далее нужно назвать произведение , его жанр (рассказ , сказка , стихотворение) , имя автора . Приемы, используемые на занятиях (НОД). - Объяснение незнакомых слов-это обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся не ясными основной смысл текста, характер образов ,поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов , употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения , во время знакомства детей с картинкой ;вопрос к детям о значении слова и др. Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Вовремя чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами , дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы, взгляда. Методика использования иллюстраций на занятиях (НОД). - Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия. - картинка – иллюстрация , помещаемая в детской книге , помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она может помешать воспитателю, если показать ее не вовремя. - при знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, не наоборот- иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, отвлекаясь от содержания услышанного. - Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес детей к данной книге. Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми : Выразительное чтение воспитателя, Беседа о прочитанном , Повторное чтение, Рассматривание иллюстраций, Объяснение незнакомых слов. Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей ,их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной цели. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большое воздействие ,чем любое морализирование. Заключение: В работе с детьми особое значение имеет- обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки , заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. С целью ознакомления родителей с художественной литературой были проведены: родительские собрания, консультации, анкетирование, направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви , уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему. Итак, подводя итог, можно отметить- художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого , погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект словарный состав ,она заставляет думать, осмыслять , формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично . Это должны осознавать , в первую очередь ,взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения. |