Музыкальное лото
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола). Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке. Игра проводится в свободное от занятий время.
СТУПЕНЬКИ
Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка). Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей.
УГАДАЙ КОЛОКОЛЬЧИК Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соотвётствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания. Ход игры. Ребёнок - ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый — на верхней, если звенит маленький колокольчик. Играют несколько детей.
ПОВТОРИ ЗВУКИ. БУБЕНЧИКИ.
Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый –«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) или кружочки любого цвета; металлофон. Ход игры. Воспитатель - ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): «дан-дан-дан». Зелёный бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон.» Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке. Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку( или кружочек), и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке. Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне). Вариант беседы (вариант игры). Ход. Музыкальный руководитель рассказывает: «Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик. Динь пел тоненьким голоском. «Динь-динь» – звучала его песенка. Дан пел песенку средним голоском: «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже чем у его братьев. «Дон-дон» - грозно звучала его песенка. Посмотри на эти линеечки. На каждой из них нарисован бубенчи, .бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звучит выше всех, а какой ниже? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображённые на разных линейках. ( Используется фланелеграф, на котором три линеечки и бубенчики должны быть в своих домиках).
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПТЕНЧИКИ
Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука (высокий и низкий), развитие детского творчества Игровой материал Демонстрационный: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички — 5 шт. (см. стр. 54); набор шапочек для «птичек». Раздаточный: карточка с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца (см. стр. 53); птички — 5 шт. Комплект готовится на каждого ребенка. Примечание: дерево и птички должны быть соразмерны, ветки — нотный стан, птички — ноты. Ход игры Музыкальный руководитель. Наступила весна, вернулись из теплых краев птицы, свили гнезда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песенки петь. Музыкальный руководитель выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенчиков и дает им в руки изображения птиц. Дети (поют полевку). Мы птенчики веселые, умеем мы летать И с веточки на веточку нам весело порхать.
Ноты «Музыкальные птенчики»
Си- бемоль 2\4 \ до\ фа фа фа ля\ до(2) до до фа\ соль соль фа ми\ фа. До1\ фа фа фа ля\ до(2) до до фа\ соль соль фа ми\ фа \\ I вариант (для детей младшего возраста). Ребенок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поет импровизированную песенку низким голосом. А мамочка волнуется: Лети-ка, птенчик, вниз! Спою я колыбельную, и ты уснешь, малыш! Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами. Не хочу к тебе лететь, буду здесь я песни петь. II вариант (для детей старшего возраста). Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам дерева, называя по их именам: птенчик Ре, птенчик Си и т. д. Затем свою песенку поет мама, она «слетает вниз» и зовет к себе малышей. Каждый птенчик поочередно пропевает свой звук, слетает с дерева и садится рядом с мамой. По окончании игры все дети пропевают имена (названия нот) птенчиков и возвращают их на веточки. Примечание: игру также можно проводить с использованием раздаточного материала.
ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК
Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков Игровой материал Демонстрационный: паровозик с вагончиками, в каждом окошке изображен ребенок (см. стр. 55). Окна прорезаны по контуру справа, слева, внизу и по верхнему сгибу отгибаются вверх. Открывается изображение ноты по длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая). Ход игры Музыкальный руководитель. Вот смотрите — паровоз, он вагончики повез. Путь у него дальний, ведь поезд музыкальный. (Поет попевку.) Паровоз гудит, поет. Ноты он гулять везет. I вариант. Вызванный ребенок открывает любое окошко, показывает ноту, называет ее и пропевает. Все дети повторяют задание. II вариант. Все дети поют попевку, называя имя ребенка, который будет выполнять задание. Ноту Катенька везет, свою песенку поет. Названный ребенок открывает выбранное им окошко, определяет и называет ноту по длительности. Все отхлопывают и пропевают на слоги «ля» длительность ноты. Попевка «Веселый паровозик» 2\4 до ре\ ми фа\ соль соль\ соль \ соль фа\ ми ре\ до до\ до \\.
СЛАДКОЕ ДЕРЕВО
Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звука Игровой материал Демонстрационный: фланелеграф; игровое поле с изображением дерева, к его веткам прикреплены на веревочках «конфеты», на обратной стороне которых изображены ноты различной длительности. Раздаточный: металлофон, карточки (30x9 см) и полоски из картона: широкие (3x6 см) — долгий звук, узкие (1,5 х 6 см) — короткий. Один комплект готовится на каждого ребенка. Ход игры Музыкальный руководитель. На большой зеленой ветке — музыкальные конфетки. Как конфетку повернешь — звук чудесный пропоешь.
Вызванный ребенок поворачивает «конфетку» и называет длительность ноты, затем все ее пропевают на слоги «ля». Музыкальный руководитель (поет попевку). Посмотрите, наши детки, — это сладкие конфетки. Дети отхлопывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках. Ноты «Сладкое дерево» 2\4 соль соль\ ля ля\ соль соль\ фа фа\ соль фа\ ми ре\ до до\ до \\
ДОМИК-КРОШЕЧКА
Дидактическая игра на закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз Игровой материал Демонстрационный: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка .Рисунок домика увеличивается до необходимого размера, фигурки вырезаются по контуру и раскрашиваются. Ход игры Музыкальный руководитель. Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, да высок. По ступенькам мы идем, все идем. Свою песенку поем, да поем. Приходите в теремок, в теремок, Будем печь большой пирог, да пирог. С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки. Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: «По ступенькам я иду...», затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом. Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поет: «По ступенькам вниз иду...», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
«Солнышко»
и размеры кружочков сделать соответствующими нотному стану на ней. Ход игры I вариант Музыкальный руководитель. Нотки бегали, скакали и под вечер все устали. Посидим и отдохнем и у зонтика споем. Нотку-зонтик ты возьми, Сколько длится — назови. Описание игр Дети (поют попевку «Зонтик»). Нотка спряталась у нас, мы найдем ее сейчас. Быстро зонтик повернем, сколько длится — назовем. Дети по очереди выходят к столу педагога. Вызванный ребенок берет со стола любой большой зонтик, поворачивает его и называет длительность ноты (целая, половинная, четвертная, восьмая), затем возвращает зонтик на стол. II вариант. Игра проводится с самого начала (см. I вариант), затем следует продолжение. Педагог повторяет попевку «Зонтик». Дети отхлопывают ритмический рисунок ладонями, а затем проигрывают его на металлофоне. III вариант. Игра проводится с самого начала (см. I вариант), затем следует продолжение. Музыкальный руководитель (поет). А теперь всем покажи, на линейку положи. И узнаем мы тотчас, что за нота здесь у нас. Дети по очереди выходят к столу педагога. Вызванный ребенок берет один маленький зонтик и кладет на любую линейку нотного стана фланелеграфа. Он называет получившуюся ноту (например: «Это— "ми"»). Все дети повторяют название ноты, пропевают ее и выкладывают кружочек на нужную линейку у себя на карточке. Попевка «Зонтик» 2\4 фа фа\ ми ми\ ре ре\ до \\ 2\4 \\ до до\ ре ре\ ми ми\ фа \\
ЗОНТИК Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука и его длительности, расположении нот на нотоносце Игровой материал Демонстрационный: фланелеграф с изображением нотного стана. Большие и маленькие кружочки, на одной стороне которых изображены раскрытые зонтики. С обратной стороны каждого большого кружочка (диаметр 10 см) нарисована нота какой-либо длительности (целая, половинная, четвертная, восьмая). Маленькие кружочки (для фланелеграфа) соотносятся по размеру с нотным станом. Раздаточный: металлофон, карточки на каждого ребенка с нотным станом, маленькие кружочки-зонтики. Можно использовать карточку к игре
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНА Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков. Составление простых попевок Игровой материал Демонстрационный: фланелеграф. Составить игровое поле: в верхний угол прикрепить солнышко, а внизу небольшие цветочки, фигуру девочки. Три больших василька и пять маленьких для фланелеграфа. Ход игры Музыкальный руководитель. Как весело летом! Мы бегали по мягкой травке, загорали, купались и прибежали на поляну. А там девочка Танечка собрала цветочки, да не простые, а музыкальные. И получилась песенка. Василек,василек, мой любимый цветок. Вызванный ребенок выкладывает цветочками попевку. Все дети отхлопывают ее ладошками и пропевают. Можно сделать на всех детей карточки и большие и маленькие цветочки, чтобы в игре участвовал каждый ребенок. Попевка «Музыкальная поляна»
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента Игровой материал Демонстрационный: домик из настольного плоскостного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных. Раздаточный: четыре фишки, четыре карточки, разделенные пополам. На карточках слева — изображение животного, справа — пустое поле, куда ребенок кладет фишку. Комплект готовится для каждого ребенка. Примечание: для изготовления дидактического материала к этой игре можно использовать игровой материал к игре «Домик-крошечка». Ход игры Музыкальный руководитель. На окне сидела кошка и мяукала немножко. А потом прыг на дорожку, и не стало в доме кошки. Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко? Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания («мяу», «гав», «и-го-го» и т. п.) «озвучивает» своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж. Все кладут фишку на соответствующую карточку. Дальше окошко закрывается и игра продолжается. Игру можно варьировать: животные — мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котенок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа. Дети также могут озвучивать своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка — бубен, заяц — металлофон, петушок — дудочка, мышка — колокольчик и т. п. Как один из вариантов, эту игру можно проводить, используя большой домик для игр-драматизаций.
СОЛНЫШКО Дидактическая игра на определение высоты звуков и расположения нот на нотном стане Игровой материал Демонстрационный: большая картина (фланелеграф), изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки для фланелеграфа — 8 шт. (см. стр. 34, 37, 41). Размер солнышка соотносится с нотным станом. Раздаточный: карточка с нотным станом на альбомном листе, вложенная в файл, и нотки-солнышки на двухсторонней липучке на каждого ребенка. Ход игры Музыкальный руководитель. Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку. (Напевает произвольно.) Я, солнышко лучистое, очень-очень чистое! Люблю я умываться и в лужицах купаться. (Говорит.) Мои детки засмеялись, по линейкам разбежались. Помогите их собрать и по именам назвать. Я нашла маленькое солнышко (ставит нотку-солнышко на первую линейку), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми». Дети повторяют, выкладывают ритмический рисунок у себя на карточке и все пропевают ее. На каждом занятии количество использованных нот-солнышек может быть различным, в зависимости от поставленных задач. |