Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком , мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей , соображений, настроений. Мы делаем это потому , что речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого мира. Общаясь с близкими знакомыми , даже не задумываясь над тем , о чем и как мы говорим , или попросту говоря «болтая о жизни» ,человек реализует себя как личность .Конечно ,о человеке ,как личности составляют мнение не только по словам. Главное, это то, что и как он делает , что оставляет после себя. Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов , а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи с взрослыми. Речь ребенка раннего возраста формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики , нормального речевого окружения и от воспитания и обучения , которые начинают с первых дней его жизни.
Поэтому очень важно чтобы взрослые в разговоре со своими детьми:
-Четко произносили все звуки и слова;
-Говорили с детьми, не торопясь;
-Следили за своим произношением.
Торопливая , нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребенка , впоследствии он может так же не заботиться о том , как его речь воспринимается слушателем. Если дома говорят громко , торопливо , раздраженным тоном , то и речь ребенка будет такой же.
Развитие речи у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное , ускоренное развитие речи, у других детей развитие речи отстает. Поэтому таким детям нужно помочь : побольше им рассказывать , побуждать их к пользованию новыми словами ,учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно , не перенапрягая нервную систему непосильными требованиями.
Чтобы ребенок сам , по своей инициативе начал говорить , у него должна возникнуть потребность в общении со взрослыми и в каком -нибудь предмете. Только общение со взрослыми по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение , вызывают необходимость назвать этот предмет , произнести слово.
Существует ряд задач по развитию речи детей дошкольного возраста, которыми должен умело пользоваться воспитатель:
-Обогащение словарного словаря ;
-Формирование грамматического строя речи;
-Звуковая культура речи;
-Развитие связной речи.
Исходя из опыта работы с детьми от 3-х до 5-ти лет, можно выделить основные проблемы существующие в речи детей:
-Односложная , состоящая из простых предложений речь;
-Неспособность построить монолог, например: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему ,пересказ текста своими словами.
-Отсутствие навыком культуры речи: неумение использовать интонации;
-Недостаточный словарный запас;
-Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос;
-Плохая дикция.
Самой главной задачей, по моему мнению, является развитие связной речи у дошкольников. Именно от овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие ребенка.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания ,которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
С чего начать формирование связной речи у ребенка?:
-Восприятие речи взрослых и собственной речевой активности;
-Умение описывать свойства явлений и предметов;
-Чтение сказок обогащает словарь детей и развивает воображение;
-Формирование причинно-следственных связей.
Важную роль так же в развитии речи дошкольников играет культура речи педагога.
Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей. В нашей работе, речь – это главный инструмент, с помощью которого мы воздействуем на детей. Именно через общение с нами, дети реализуют себя как личности. И очень важную роль в развитии речи играет культура речи педагога. Я, как педагог, задаю детям образец правильной литературной речи и стимулирую речевую активность.
Стимулирование детей раннего возраста( из опыта работы):
- Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях;
-Проговариваем все действия ребенка: что он видит, слышит ,чувствует ,трогает. Как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт , слова, которые впоследствии он начинает использовать самостоятельно;
-Провоцируем ребенка на разговор. Не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся непонимающими. Конечно же , первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это и будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужный ему предмет. В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности . чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий , производимых с ними.
Для развития связной, нормальной речи у дошкольников в своей работе я применяю такие формы работы:
-Индивидуальные и игровые формы обучения;
- Пересказывание знакомых сказок;
-Рассматривание сюжетных картин;
-Пальчиковые игры;
-Артикуляционная гимнастика;
-Инсценировки знакомых сказок;
-Настольные речевые дидактические игры;
-Подвижные игры.
Все эти формы работы благоприятно влияют на развитие речи дошкольника.
|