Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Колобок»
Развитие правильной речи ребёнка в семье
Дагужиева В.А.
Воспитатель младше-средней группы
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое нёбо (всё это по-научному называется артикуляционным аппаратом) приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и чёткого произношения звуков и слов.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
На пятом - шестом году жизни речь ребёнка становится более разнообразнее, правильнее, богаче. В этом возрасте следует продолжать знакомство ребёнка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны (стол, стул, шкаф – из дерева; банка, ваза, стакан – из стекла и т.д.), находить в предметах сходство и различие, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра; пространственные отношения: справа - слева, впереди – сзади, наверху – внизу. Для развития умения находить сходные и различные признаки в предметах можно дать ребёнку такое задание: «Внимательно рассмотрим два яблока. Одинаковые яблоки или нет? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?». Ребёнок обнаруживает, что одно яблоко большое, красное, с пятнышком на боку, сладкое, другое – маленькое, зелёное, кислое. Если ребёнок упускает какие – то признаки, то взрослый может задать наводящие вопросы или сам назвать их.
Нередко дети путают временные понятия: вчера и завтра, утро и вечер, весна и осень. Приведённая ниже игра научит ребёнка ориентироваться в таких, ещё очень сложных для него понятиях.
- «Когда это бывает». Назовите один или несколько признаков какого – нибудь времени года, а ребёнку предложите определить, о каком времени года идёт речь:
- Когда дети катаются на санках? (Зимой.)
- Когда распускаются почки на деревьях, появляются первые листочки? (Весной.)
- Когда в лесу поспевают ягоды, можно купаться в реке? (Летом.)
- Когда улетают птицы на юг, желтеют листья? (Осенью.)
Уточните и закрепите знания ребёнка о временных и пространственных отношениях.
- Когда заходит солнышко? (Вечером.)
- Какой рукой ты рисуешь? (Правой.)
Необходимо обращать внимание на грамматическую правильность речи ребёнка. Проверьте, как он связывает слова между собой. Спросите его, какая у него кукла (машинка). «Красивая», - ответит ребёнок. «А ещё какая? Большая или маленькая?» - «Большая», - говорит он. «А карандаш какой?» - «Красный, длинный».
Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребёнка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чём – то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребёнка, уметь выслушать его и тактично исправить, допущенные в речи грамматические ошибки.
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он овладел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно – ласкательными суффиксами, так как всё это тормозит речевое развитие ребёнка.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
|